КА-137
Россия
Ка-137 предназначен для решения широкого круга задач в интересах МЧС, Министерства обороны, а также народного хозяйства. Он может быть исполь; зован в качестве робототехнического средства для выполнения технологических операций в опасных для человека зонах; вести инженерную, радиационную, химическую и биологическую разведку; доставлять экстренные грузы специального назначения; осуществлять трансляцию и ретрансляцию информации в опасных для человека чрезвычайных ситуациях, а также решать широкий круг других задач. Ка-137 вполне может заниматься экологическим монито-
— М’
рингом окружающей среды, охраной газо — и нефте — роводов, других стратегических объектов, в том числе АЭС, контролировать обстановку в лесах и на торфяниках, безопасность движения на автодорогах, вести ледовую разведку.
В 1991-1993 гг. фирма «Камов» провела летные испытания на привязи экспериментального беспилотного вертолета Ка-37 полетной массой до 250 кг. По их результатам разработаны требования на вертолет Ка-13/, предназначенный для серийного производства. Проектирование Ка-137 началось в 1994 г., в 1995 г. завершилась разработка эскизного проекта, а в 1996 г. был построен натурный макет беспилотного вертолета.
Ка-137 входит в состав многоцелевого беспилотного вертолетного комплекса МБВК-137, который может быть выполнен в трех вариантах: грунтово-мобильном, аэромобильном и корабельном. В состав МБВК-137 может входить от 2 до 5 беспилотных вертолетов. Грунтово-мобильный комплекс выполнен на базе автомобилей повышенной проходимости «Камаз». В его состав входит передвижной пункт управления ППУ-137, способный одновременно контролировать полет двух БПЛА; транспортно-эксплуатационная машина, на которой размещены два контейнера с вертолетами; кран для погрузки и выгрузки летательных аппаратов, а также сменные комплекты целевого бортового оборудования. Аэромобильный вариант размещен на вертолете типа Ка-32. Беспилотный вертолет доставляется к месту развертывания на внешней подвеске пилотируемого вертолета, на борту которого расположен также пункт управления и эксплуатации.
JC —
Беспилотный вертолет Ка-137 способен перемещаться в любом направлении с использованием без ограничений всего скоростного диапазона. Это особенно важно для летательного аппарата вертолетного типа, дистанционно или автоматически пилотируемого в условиях турбулентного потока воздуха, а также при большой скорости ветра, направление которого неизвестно.
Ка-137, как и его предшественник Ка-37, выполнен по соосной схеме и имеет фюзеляж сферической формы. Оперение отсутствует. Несущая система состоит из двух двухлопастных несущих винтов. Лопасти прямоугольной формы в плане, изготовлены с применением естественных и полимерных композитов. Фюзеляж, включающий редукторный и моторный отсеки и отсек электро — и спецоборудования, конструктивно состоит из каркаса (шпангоутов, балок и пола), а также обшивки. Шасси — четырехопорное, рессорного типа. Стойки шасси выполнены из композиционного материала. Корпус вертолета рассчитан на его использование в морских условиях и защищает всю аппаратуру как от возможной в море коррозии, так и от электромагнитных полей корабля.
В редукторном отсеке расположены главный редуктор с приводом генератора переменного тока, трансмиссия, два топливных бака, агрегаты системы управления несущими винтами, а также блок электронного оборудования. Мотоотсек изолирован от других отсеков фюзеляжа противопожарными перегородками. Отсек целевого оборудования, снабженный радиопрозрачным обтекателем, расположен в центральной части фюзеляжа по оси симметрии, что позво-
ляст, при замене модулей, сохранять центровку верто — лета в необходимых пределах. На днище отсека с наружной стороны размещены антенные устройства.
Придание фюзеляжу сферической формы позволило свести к минимуму его моменты инерции.
Вертолет оснащен поршневым двухтактным двигателем Hirht 2706 R05 мощностью 65 л. с. На опытных вертолетах установлены двигатели германского производства, серийные БПЛА для отечественных потребителей могут иметь двигатели, выпущенные в России.
Ка-137 оснащен цифровой системой автоматического управления, выполненной с использованием элементов искусственного интеллекта. Бортовая навигационная инерциально-спутниковая система обеспечивает автоматический полет по сложному профилю.
В отсеке целевого оборудования могут быть установлены телевизионные и тепловизионные камеры, радиолокатор, аппаратура трансляции, а также другие датчики и системы общей массой до 80 кг.
Кп-137 со снятым кожухом |
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Диаметр несущего винта, м…………………………………… 5,3
Длина, м……………………………………………………………… 1,88
Высота полная, м………………………………………………….. 2,3
Масса, кг:
максимальная взлетная…………………………………. 280
полезного груза………………………………………………… 80
Скорость, км/ч:
максимальная ……………………………………………… 175
крейсерская………………………………………………….. 145
Высота полета максимальная, м………………………… 5000
Радиус действия, км……………………………………………. 530
Время полета, ч……………………………………………………….. 4